Венский стул № 14
Стул №14 "Венский стул"
Вот уже некоторое время Тонет носился с мыслью о том, чтобы покинуть Вену. В городе не было ни сырья, необходимого для производства, ни рабочих, требующихся для растущих потребностей фирмы.
Весной 1856 года Тонет отправился в Коричан/Моравия для организации первой фабрики. Здесь было достаточно рабочих, познавших прединдустриальные процессы производства на фабриках по производству фарфора и стекла, которые хотя и не были знакомы с производством мебели, но имели больше желание работать.
В период с 1856-58 гг. постепенно закрывается венская мастерская на мельнице Моллард. „Братья Тонет" переехали со всем своим мебельным магазином в Леопольдштадт. В доме было достаточно места для жилых помещений и оборудования нового репрезентативного торгового филиала.
К тому периоду времени изготовлением мебели из гнутой клееной многослойной древесины успешно занимался Йозеф Нейгер. Благополучный исход обжалования привилегии 1852 года подстегнул Тонета 10 июля 1856 года подать ходатайство с целью получения привилегии на „изготовление кресел и ножек столов из гнутой древесины, предварительно распаренной водяным паром или вымоченной в кипящей жидкости".
Тем самым Тонет на два шага продвинулся в будущее: с одной стороны, был защищен не только способ производства, но и прежде всего его применение в мебельной промышленности. С другой стороны, он заявил о том, что в его распоряжении имеются технические предпосылки для гнутья цельной древесины. Общий объем продукции за 1857 год составил уже 10000 предметов мебели из гнутой древесины.
В Коричане была разработана та модель стула, которая вскоре стала воплощением „дешевых" товаров массового потребления и первым шагом Тонета в его производстве мебели из гнутой древесины: модель N 14 самая простая и безупречная.
Этот стул, спинка которого сделана из двух концентрично гнутых деревянных прутьев, имеет всего шесть сегментов.
Производство серийных моделей осуществляется при самом незначительном расходе материала и незначительных затратах на монтаж. Основные качества этой модели характерны для оптимального индустриального производства мебели из гнутой древесины.
Стул № 14 стал наиболее популярным, известным и массовым. Именно от него и пошло название "венский стул" и представление о венской мебели вообще. Австрийский мебельный гений первым догадывается, что не столярные соединения, а винтовые позволят сделать мебель разборной, а значит, ему не нужно будет "возить воздух". Тонет транспортирует мебель в разобранном виде плотными пачками (36 разборных стульев №14 занимают пространство всего в один квадратный метр)(именно в таком виде они доставлялись и в российские магазины).
Число деталей стула № 14 было сведено к минимуму - к шести, конструкция доведена до совершенства.
Проекты Михаэля Тонета, 1859 год.
Тотчас нашлись клиенты. Тонет поставил первую партию стульев одному венскому кафе, и они прослужили в нем верой и правдой целых 26 лет. В том же году еще 400 стульев были отправлены в отель "Королева Англии" в венгерский город Пешт. В 1860-м мастер разработал стул-качалку, и это тоже было сенсацией. Он немедленно получил заказы на 100 тысяч изделий.
Прочность венского стула была однажды продемонстрирована эффектным рекламным трюком: он был сброшен с Эйфелевой башни и не разбился. Ни один предмет традиционной мебели не выдержал бы такого испытания.
Со дня изобретения венского стула его производство не прекращалось (сейчас эта модель производится под №214). Помимо 22 моделей стульев были созданы кресла-качалки, столы, кровати, колыбели, туалетные столики и целые мебельные гарнитуры, садовая, детская и игрушечная мебель, сани, лыжи, теннисные ракетки и прочее. И даже специальные стулья с высокими сиденьями для крупье в казино. В начале XX века каталоги фирмы Тонет включали около 1200 моделей, фабрики производили почти 2 млн. изделий в год.
Разработанные за первые 20 лет модели оказались настолько совершенны, что не изменились до наших дней. Они соединяют прочность с легкостью и изяществом. Вещи эти, прежде всего стул №14, нейтральны и вписываются в любой интерьер: деловой, общественный, домашний. Это были первые ростки еще не оформившегося в то время раздела искусства - промышленного дизайна.